Развитие общественных и экономических отношений, изменение технологического уклада, трансформация запросов государства, общественности и личности формирует определенный социальный заказ на личность современного ребенка – это такие ключевые характеристики как: навыки критического восприятия информации, способность к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, инновационная активность, способность к научно-техническому творчеству.
В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией, развитие навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности, что, в конечном счете, выражается в паритете здоровья физического, интеллектуального, нравственного.
Указанные положения требуют развития принципиально новых образовательных технологий. Эти технологии должны быть отличны от репродуктивных и базироваться на продуктивности, креативности. В федеральных образовательных стандартах нового поколения основной результат образования направлен на овладение учащимися набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой жизни. Овладение этими действиями позволит учащимся самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения на основе формирования умения учиться, что позволит ориентироваться в различных предметных областях познания. Для достижения этой цели необходимо создавать возможности для выявления талантливой молодежи, освоения учащимися современных технологий и развивать их способности.
Таким образом, технологии, базирующиеся на развитии исследовательской деятельности учащихся, полностью отвечают современным требованиям , поскольку они формируют у учащихся способность самостоятельно добывать знания, использовать их в разнообразных жизненных ситуациях, развивают одаренность детей, научное мышление.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленый дом» удовлетворяет социальный заказ в части:
- приобретения навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом – как одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений, развитие общих способностей учащегося по постановке целей и реализации процесса собственного учения;
- развитие базовых способностей личности к рефлексивному мышлению, аналитическому подходу;
- возможности введения человека в мир человеческой культуры через культуру научного сообщества, освоению принятых здесь способов и норм деятельности, восприятию на личностно значимом уровне образцов, авторитетов и ценностей научного сообщества.
Программа «Зеленый дом» ориентирована на приобщение школьников к исследовательской деятельности, на развитие их мышления, творческой активности, наблюдательности и любознательности, в чем и заключается ее актуальность. Получение новой информации в результате освоения программы есть результат личных наблюдений, исследовательской и практической деятельности, собственного опыта учащихся. Программа направлена на формирование и развитие способностей детей, их индивидуальных потребностей, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры.