Программа "Честь имею" ориентирована на учащихся (курсантов) 8-11 классов (15-18 лет), учитывает их физиологические и психологические особенности.
В этом возрасте идет бурный, неравномерный рост и развитие организма. Данная программа позволяет учащимся (курсантам) наилучшим образом интегрировать свое физическое и интеллектуальное развитие в единое целое, а педагогам получить в руки наиболее продуктивный путь воспитания и формирования гармонично развитой личности, готовой к выполнению гражданского долга. Определенный, военизированный уклад жизни, форма, военные учебно-тренировочные сборы, походы, учебное оружие, занятия самбо, рукопашным боем, военные церемониалы, и т.д. интересны мальчишкам и этот интерес необходимо использовать для выплескивания энергии, внутренней, зачастую негативной, напряженности, характерной подростковому периоду, а также реализации потребностей в самоутверждении и признании.
Основные направления образовательно-воспитательной деятельности: военно-патриотическое, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, лидерское:
Военно-патриотическое – способствует воспитанию важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Спортивно-оздоровительное – способствует здоровому образу жизни, содействует формированию морально-волевых, боевых и психологических качеств.
Духовно-нравственное – воспитание в традициях православной культуры, формирование высоконравственных норм поведения, формирование активной нравственной позиции.
Лидерское – способствует развитию организаторских качеств в области социально-полезной деятельности, содействует формированию навыков общественной жизни, воспитание самодисциплины, самоорганизации, целеустремленности, ответственности; развитие товарищеских взаимоотношений. Данное направление реализуется через кадетское самоуправление.
Детско-юношеский центр на данный момент реализует дополнительные общеобразовательные программы, позволяющие вести плодотворную работу по углублённому изучению курсантами военно-технических и спортивных дисциплин.
Модель выпускника представляется нам как образ гражданина-патриота, высоконравственной личности, успешно овладевшего навыками начальной военной подготовки, готового по своим морально-деловым, физическим качествам к поступлению в ВУЗ и ориентированного на служение Отечеству на гражданском и военном поприще. Выпускник-курсант занимает лидирующее положение, способен ориентироваться в микро и макросоциуме, готов быть конкурентно способным на рынке образования и труда, умеет организовать своих товарищей на выполнение самых сложных задач, способен создать здоровую семью и материально обеспечить её, продолжает постоянно саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Выпускник - это:
- человек культуры, свободная личность с чувством ответственности, с высоким уровнем самосознания и самоуважения, обладающий высокими морально-деловыми качествами;
- гуманная личность с гражданским самосознанием, с развитыми чувствами милосердия, доброты, готовности к самопожертвованию, любви ко всему живому и забота о нем, с коммуникативными особенностями;
- духовная личность, т.е. личность, освоившая основное общее образование и дисциплины дополнительного образования, имеющая эстетическую подготовку и способности к дальнейшему самообразованию;
- физически и психически здоровый человек с потребностью к здоровому образу жизни;
- свободная личность, умеющая самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои поступки, планировать свою жизнь в соответствии с общепринятыми нормами;
- личность, преданная Родине, знающая и любящая историю и культуру России, соединившая в своём сознании идею личного блага с благом государственным, ответственность за судьбу страны и человеческой цивилизации.
Таким образом, немаловажным является воспитание таких качеств курсанта-выпускника, которые позволят ему быть не только потребителем воспитательного воздействия, но по окончании обучения по программе «Честь имею» стать воспитателем окружения, в которое попадет выпускник. Его подготовка, убеждения, знания и умения поведения в коллективе и управления им (это, несомненно, является самым главным, если выпускник свою дальнейшую жизнь связывает с военным поприщем) должны позволить распространению нравственных начал на гораздо большее число молодых людей, чем только выпускники таких учебных заведений.