Дополнительная общеразвивающая программа «Дом, в котором мы живем» имеет естественнонаучную направленность, является программой ознакомительного уровня.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что знание вопросов экологии, формирование навыков рационального и бережного обращения с природой является основой нравственного воспитания человека. Необходимость изменения ценностных приоритетов развития человечества придаёт большую социальную значимость вопросу о внедрении этих ценностей в образовательный процесс. В настоящее время также приобретает актуальное значение поиск путей эффективной трансляции ценностей экологической культуры. Британский писатель, ученый, признанный популяризатор науки Роджер Левин говорил: «Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Образование призвано помочь личности в саморазвитии: научить учиться, действовать в разной обстановке. Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определил приоритетные направления развития образования. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития учающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность учающихся. Это предполагает внедрение в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Изучение курса «Дом, в котором мы живем», предполагает формирование системы экологических знаний о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. На примерах природных сообществ Кемеровской области школьники изучают экологические взаимосвязи между их обитателями, знакомятся с экологическими проблемами городской среды, правилами экологически безопасного поведения. При освоении данной программы акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для взаимодействия в группе. В ходе реализации программы значительная часть часов отводится на реализацию проектов, разработанных учащимися. Темы проектов предлагаются учащимся для выбора в соответствии с темами программы. В соответствии с выбранной темой проект разрабатывается учащимися самостоятельно под контролем педагога. Целевая аудитория для реализации проектов – учащиеся образовательного учреждения. На реализацию каждого проекта отводится 10 учебных часов.
Таким образом, программа способствует самовыражению, предполагает развитие творческих способностей детей, закрепление теоретических знаний о культуре взаимоотношений с природой, совершенствование информационной культуры учащихся, ускоряет формирование умений делать осознанный и ответственный выбор своих действий при взаимодействии с природой.
Программа ориентирована на школьников младшего и среднего звена в возрасте 9-12 лет.
Программа рассчитана на один год обучения (144 учебных часа). Форма обучения – очная.
Реализация программы осуществляется в сформированных группах учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом детского объединения.
Режим изучения программы: 144 часа в год (2 раза в неделю по 2 академических часа).
1 модуль - "Первый год обучения"
Продолжительность модуля:9 месяцев
Ожидаемые результаты освоения модуля
В результате освоения программы, учащиеся будут знать:
- предмет изучения науки экологии;
- значение неживой природы для живых объектов;
- взаимосвязи, существующие в природных сообществах;
- роль и место человека на Земле;
- основные понятия и научные факты мира природы, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу.
У учащихся будут формироваться метапредметные универсальные учебные действия.
Регулятивные:
- умение планировать свою деятельность для достижения поставленной цели;
- умение следовать цели в учебной деятельности;
- умение мобилизовать силу воли и прилагать усилия для достижения поставленной цели;
- умение преодолевать трудности при выполнении учебных заданий;
- умение оценивать результаты своей деятельности;
- умение адекватно воспринимать оценку своей деятельности.
Познавательные:
- применять знания в разнообразной учебной деятельности;
- искать и находить необходимую информацию;
- создавать способы решения проблем творческого характера.
Коммуникативные:
- соблюдать правила коммуникации в детском объединении;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Личностные универсальные учебные действия:
- воспринимать природу, как полноправный субъект биосферы;
- иметь установку на сбережение природной среды;
- соотносить свои поступки с возможными последствиями для окружающей природной среды;
- понимать важность личного участия в сохранении природной среды;
- проявлять готовность следовать нормам природоохранного поведения.