Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Фантазия и творчество» относится к художественной направленности дополнительного образования, разработана в 2018 году. Программа проходит этап адаптации на детях Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Яйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». В последние годы особенно остро обозначилась проблема существенного роста количества детей с особенностями в развитии. Следует отметить, что большинство современных исследований свидетельствует о резком усложнении как структуры отклонений в развитии, так и о значительном увеличении количества сочетанных нарушений у различных детей. В настоящее время для максимально эффективного образования и развития детей с особенностями в развитии, призваны учреждения дополнительного образования, в которых созданы соответствующие условия по возможностям ребенка, обучающихся по индивидуально-ориентированным программ обучения, воспитания и специализированной помощи. Дети с отклонениями в умственном развитии приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности, у них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, слабо развита память, они испытывают трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем мире. Занятия с природным материалам способствуют развитию памяти, фантазии, мелкой моторики рук и их социализации, в этом я вижу актуальность данной программы.
Программа «Фантазия и творчество» составлена для детей с особенностями в развитии с 10-18 лет. За основу взят курс развивающей игры Гаврилова Т.П., Соколова О.В., Суслова А.В. При организации занятий с детьми, нуждающихся в развитии, следует принимать во внимание не только имеющиеся (наличные) возможности ребенка, но и зону ближайшего развития. Л.С. Выгодский отмечал, что только такое обучение можно считать хорошим, которое создает зону ближайшего развития и тем самым идет впереди него.
1 год
Продолжительность модуля:9 месяцев
Ожидаемые результаты освоения модуля
К концу первого года обучения учащиеся могут
знать:
- историю возникновения народного промысла;
- виды и свойства природного материала;
- основные приемы работы с природным материалом;
- способы обработки и окрашивания соломки;
- понятие соразмерности.
Могут уметь:
- правильно обращаться с инструментами (техника безопасности);
- отличить композицию;
- оформить правильно фон;
- разместить предметы на декоративной плоскости;
- выполнять простые плоскостные аппликации из соломки.
2 год
Продолжительность модуля:9 месяцев
Ожидаемые результаты освоения модуля
К концу второго года обучения учащиеся могут
Знать:
- виды декоративно-прикладного искусства;
- простые понятия композиции;
- составлять композиции из природного материала;
- виды плетения из соломки.
Могут уметь:
- правильно обращаться с инструментами (техника безопасности);
- правильно составить композицию на заданную тему;
- подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок;
- разместить все предметы на плоскости.
Могут владеть:
- приемами обработки природного материала;
- технологией изготовления поделок из природного материала;
- технологией простых плетений;
- техникой объёмной аппликации;
- составлением мини - скульптур из соломки.
3 год
Продолжительность модуля:9 месяцев
Ожидаемые результаты освоения модуля
К третьему году обучения учащиеся могут
знать:
- понятие соразмерности (пропорция, масштаб);
- разные виды плетения.
Могут уметь:
- правильно составлять композицию на заданную тему из природного материала;
- создавать свою фантазийную композицию из природного материала;
- разместить все предметы на декоративной плоскости, используя понятие «перспектива в пространстве»;
- собрать декоративную скульптуру из соломки.
Могут владеть:
- плетением плетежков: двух-, трех-, четырех концовок, зубаток, елочки;
- техникой объёмной аппликации;
- техникой составления мини-скульптуры.