В ходе реализации программы «Занимательная электроника» у учащихся будут сформированы предметные результаты, личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия.
Предметные результаты
Учащийся будет знать:
правила поведения и безопасной работы на занятиях;
основные направления деятельности Детского технопарка;
правила работы с конструктором; разновидности конструктора;
основные детали конструктора (назначение, особенности);
способы соединения деталей;
вид конструирования по образцу;
основные свойства конструкции;
принципы работы с электронным конструктором «Знаток» и другими различными конструкторами;
виды конструирования: по схеме, рисунку, условиям, словесной инструкции;
виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
условные обозначения на схемах;
природу электрического тока;
условные обозначения элементов электрической цепи;
принцип работы базовых элементов электрической цепи (резистор, конденсатор, катушка индуктивности);
принцип работы электронных приборов (диод, транзистор);
устройство системы как взаимосвязь отдельных ее частей;
правила подключения элементов электрической цепи;
устройство предложенных в рамках предмета конструкций, назначение входящих в них узлов и компонентов;
принцип действия устройств микропроцессорной техники;
простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
основные приемы сборки простейших механизмов и конструкций;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;
основные условия прочности и устойчивости конструкций, приемы их усиления для выполнения практических работ.
Учащийся будет уметь:
организовать свое рабочее место в соответствии с требованиями техники безопасности;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными инструментами и материалами;
определять, различать и называть детали конструктора и способы их соединения;
создавать несложные модели и схемы;
вносить изменения в конструкцию моделей и схем;
выполнять практическую работу самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки;
грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения;
описывать наблюдения и опыты;
сравнивать природные и искусственные объекты;
использовать измерительные приборы и т.д.;
соединять детали по схеме;
перечислять элементы электрической цепи по схеме;
описывать свойства элементов электрических цепей и их взаимодействие;
собирать схемы на основе принципиальной электрической схемы и самостоятельно их совершенствовать по мере изучения предмета;
пользоваться приборами для измерения электрических величин;
сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях;
представлять свою конструкцию другим;
осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету);
самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;
конструировать, ориентируясь на образец и пошаговую схему изготовления конструкции;
представлять и защищать свою идею или творческую работу;
определять механику конструкции (устойчивая - неустойчивая, есть равновесие – нет равновесия);
выполнять эскизы рисунков по заданной теме и на свободную тему;
анализировать и планировать предстоящую практическую работу;
преобразовывать постройки по разным параметрам, комбинировать детали по цвету, форме, величине;
реализовывать творческий замысел;
находить и анализировать информацию по теме с помощью педагога;
осуществлять контроль качества результатов собственной практико-ориентированной деятельности.
Метапредметные результаты
Коммуникативные
Учащийся будет:
соблюдать общепринятые нормы и правила поведения и осознавать обязательность их выполнения;
доброжелательно относиться друг к другу; внимательно слушать друг друга, не перебивать, эмоционально сопереживать рассказам друзей;
адекватно воспринимать и передавать информацию;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками и педагогом;
уметь работать в паре и в коллективе;
учитывать позицию собеседника и доносить свою позицию до других участников группы.
Познавательные
Учащийся будет:
уметь выделять признаки, объединяющие разные группы;
решать задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.);
решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах;
проявлять заинтересованное участие в продуктивной деятельности и экспериментировании, организованном взрослым.
Регулятивные
Учащийся будет:
организовывать свое рабочее место в соответствии с правилами безопасности, убирать за собой;
излагать мысли в логической последовательности, высказывать свою точку зрения;
работать по правилу и по образцу: слушать педагога и выполнять его инструкции.
Личностные результаты
Учащийся будет:
положительно относиться к познавательной деятельности;
конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом;
следовать элементарным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; осознать себя будущим учеником;
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
Формы контроля и подведения итогов реализации программы
На занятиях используются: входной и текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация.
Входной контроль предполагает собеседование с ребенком и родителями, опрос. По результатам наблюдений оформляется таблица «Входной контроль» (см. Приложение 1), включается игра «Молчанка», которая предполагает выполнение нескольких правил для детей: соблюдение тишины, внимательное прослушивание инструкции, обдумывание заданий, поднятие руки в случае непонимания инструкции; для педагога: начало работы при полной тишине и дисциплине, использование спокойной, неторопливой речи, обращение взгляда к детям (поняли ли дети инструкцию), соблюдение пауз между инструкциями.
Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка, устного опроса, выставки, соревнований, творческих работ, дидактических игр, анализа практических заданий и др.
Промежуточная и итоговая аттестация предполагает анализ результатов деятельности учащихся, контрольные задания, участие в мероприятиях и конкурсах разного уровня, мини-выставки детских творческих работ, степень самостоятельности при работе над практическими и творческими заданиями.